КАК ОБРЕСТИ ДУХОВНОГО ОТЦА. Часто слышишь, что без духовного отца не спастись. Если это так, то как найти духовного отца?

Прежде всего, необходимо исходить из того, что спасает Господь, а духовник — только помощник для человека на этом тернистом пути. Подмена Христа духовником более опасна в духовной жизни, чем отсутствие такового. Поэтому не нужно спешить с выбором. Не каждый священник может быть духовным отцом для всех желающих. Лучше, во-первых, четко определить свои духовные запросы, а, во-вторых, присмотреться, не спеша, выбрать по душе священника, чтобы можно было с полным доверием сказать все, что волнует. И, конечно, молиться, чтобы Господь послал такую встречу. Да, искать — трудно, а не искать, полагаясь на «авось» — опасно. Не каждый священник может руководить, воспитывать, вести, и это совсем не порок для него. Бог каждому дает различные дары. Кто-то из священников может быть хорошим ритором, но не обладать той сердечностью, которую жаждут люди. Кто-то может быть хорошим администратором и организатором, но не спешит входить во все житейские трудности тех, кто хотел бы к нему обратиться. Поэтому не только не грех поискать, подождать, присмотреться, не раз побывать на исповеди, а просто необходимо отнестись к этому очень серьезно, чтобы избежать лишних переживаний. Простое знакомство со священником, возможно, перерастет в духовные отношения, а может так и остаться на уровне добрых отношений, и не больше.

Но если не найдется такой человек по душе, что же – не спастись?

Спасает Господь. Мы должны стараться исполнять заповеди Его по мере возможности и разумения, а духовный отец может в этом помочь, но если его нет сегодня, может быть, Бог пошлет завтра… Как бы то ни было — спасение от Господа и Он силен спасти «ими же веси судьбами». Тем более, сейчас очень много духовной литературы.

Скажите, пожалуйста, в каких случаях можно доверятся безоговорочно священнику, и возлагать на него груз ответственности за принятие того или иного жизненно важного вопроса?

Потому что очень часто бывает так, то люди, получив благословение жениться или идти в монастырь, бросать работу, не делать жизненно важную операцию часто поступают против своей воли, но, начитавшись книг о древнем послушании, поступают по благословению и очень часто ошибаются и ломают себе жизнь.

Доверять безоговорочно можно только Богу. Груз ответственности вообще нельзя ни на кого возлагать. Мы все ответственны за свой выбор. Каждому Бог дал способность реально оценить свою жизненную ситуацию и иметь определённое желание. Посоветоваться – идеально – можно было бы с таким священником, который молитвой просит у Господа способности в душе слышать Его волю в каждом конкретном случае. Но с идеальным случаем можно не встретиться. Тогда, решив обратиться к священнику за советом, всё равно необходимо молиться, чтобы Господь явил через него Свою волю. Если же нет священника и даже просто мудрого человека, то святые отцы советовали помолиться Богу усерднее и действовать по «преклонению сердца». Если вопрос касается выбора жизненного пути, то очень важно просить у Господа вразумления, чтобы понять что хотелось бы самому человеку. Любой из путей – семейный или монашеский надо любить. Если речь об операции, о суде и т.д., то советуют изучить положение с помощью специалистов, сделать всё, что зависит от каждого и тогда доверить результат Богу. Древние примеры абсолютного послушания, не рассуждающего требуют определенной обстановки (например, монастыря или скита, где старец с 2-3 учениками всегда был рядом, знал всё и своих учеников). Современные священники не имеют и сотой доли тех условий, в которых в древности воспитывались и отцы, и дети. Поэтому нельзя с них требовать прозорливости, чудотворений и т.п. Трагические примеры ломки судеб чаще всего встречаются тогда, когда к священнику обращаются как к оракулу. Веры у нас мало! Кто с верой просит Господа, тому Господь находит пути явить Свою волю. Даже если человек поступил не позаботившись о благословении Божием, но потом стал просить, чтобы Господь всё в его жизни устроил по воле Его, то Господь, если надо, исправит обстоятельствами. Поэтому, начинать надо с молитвы, а не с поисков прозорливцев. Нельзя вслепую идти «в никуда», иначе зачем мы просим: «да будет воля Твоя», читая «Отче наш».

Надо ли воспринимать слова священника как приказ?

Прежде чем кого-то спрашивать, в том числе и священника, надо проверить себя: готовы ли мы послушаться или у нас есть свое решение и мы будем на этом настаивать, кто бы и что бы ни сказал. Важно очень еще и то, кого мы решили спросить. Надо предварительно узнать, поговорить, почувствовать, что готовы именно этому священнику открыть душу, прислушаться к его совету. Обычно ответственные духовники скромны и не спешат давать совет-приказ, за неисполнение которого могут пригрозить наказанием Божиим. Доверить свое мнение, посоветоваться — хорошо, полезно, но смотреть на священника, как на оракула, не нужно. Надо еще предварительно помолиться, чтобы Господь помог и священнику, и пришедшему к нему за советом решить все трудности так, чтобы совет помог расцвести душе, а не завянуть, почувствовать через участие священника помощь Божию, а не гнет.